Многие специалисты-энтузиасты и новички до сих пор не знают, когда и в связи с чьим периодом правления английская золотая монета впервые стала называться совереном. Речь, конечно же, идет о периоде правлении Генриха VII (1485—1509).
Мы знаем, что во время правления Генриха VII было выпущено пять различных золотых монет, называвшихся соверенами, и мы обязаны нашими познаниями прекрасной статье профессора Филипа Гриерсона, опубликованной в Британском нумизматическом журнале в 1964 году, в которой много рассказывается об этих монетах. В ней также говорится о самой ранней, а значит, и первой из английских золотых монет, получившей название соверена. Проблема с соверенами заключается в том, что ни на одной из пяти монет не были указаны даты, что было обычным делом в XV веке.
В течение примерно 500 лет до Генриха VII в Англии чеканились почти исключительно серебряные пенни, вес которых был таков, что 240 пенни равнялись одному фунту стерлингов, отсюда и название «фунт стерлингов». В этот период предпринимались и другие попытки создать золотую монету, а в 1344 году Эдуард III выпустил золотой флорин достоинством 6 пенсов, который вскоре был заменен ноблем достоинством 6 пенсов 8 шиллингов, к которому добавились полтинники и четвертаки. В 1465 году на смену ноблю пришел энджел, также стоимостью 6 пенсов 8 шиллингов, а также выпущен риал в 10 шиллингов с полтинниками и четвертаками. Настало время предоставить населению золотую монету гораздо более высокого достоинства, чем те, что были доступны ему ранее, поэтому на основании постановления от 28 октября 1489 года появился новый английский соверен. Согласно этому постановлению, Монетный двор должен был чеканить золотой двойной риал стоимостью 20 шиллингов, который должен был называться совереном. Соверен (рис. ниже) ознаменовал новую эру в истории монетного дела Англии как своими размерами, так и тем, что впервые фунт стерлингов был представлен в виде одной монеты. На аверсе соверена изображен король, сидящий на готическом троне и держащий в руках державу и скипетр. Надпись на аверсе такова: «HENRICUS VII GRACIA REX ANGLIE ET FRANC DNS IBAR» (Генрих милостью Божией король Англии и Франции, лорд Ирландии). На реверсе - большая двойная роза, на которой изображен королевский герб с гербами Франции и Англии, окруженные такой надписью: «IHS AUTEM TRANSIENS PER MEDIUM ILLORUM IBAT» (Иисус, пройдя посреди них, удалился).
В это время гравером Монетного двора был Майкл Флинт, поэтому вполне вероятно, что соверен был создан по его проекту. Однако следует отметить, что новая монета, по-видимому, была, по крайней мере, частично скопирована с более ранней золотой монеты Нидерландов - реала короля римлян Максимиллиана, который в 1487 году стал регентом для своего сына Филиппа Красивого. Если посмотреть на рисунки, представленные в статье профессора Гриерсона, посвященной этим двум монетам, то нетрудно заметить ряд сходств между ними. Однако следует отметить, что соверен обладает большой красотой и является великолепным памятником эпохи Тюдоров, а также отличается высочайшей редкостью, поскольку является единственным известным экземпляром такого рода. С 1915 года монета находится в коллекции Британского музея.
Соверены чеканились каждым последующим монархом вплоть до воцарения Якова I (1603 год), после чего их выпуск прекратился до 1817 года.
После смерти Георга II 25 октября 1760 года на престол взошел его внук Георг III, и золотыми монетами стали гинея, полгинеи, треть гинеи и четверть гинеи.
Гинея, несомненно, была основной монетой XVIII века, но гораздо чаще она переживала длительные периоды неопределенности, в том числе изъятие из обращения огромного количества гиней, которые слишком долго находились в обращении и поэтому оказались обесцененными. В 1793 году началась война с охваченной революцией Францией, в результате чего из оборота в Англии ушло большое количество золота. Оно стало исчезать, поскольку люди начали его накапливать в своих запасах, а его место заняли банкноты в один фунт и два фунта.
Однако гинея продолжала существовать, и мы переходим к, пожалуй, одной из самых важных дат в истории Королевского монетного двора - 6 июля 1812 года. В этот день магистром Монетного двора был назначен Уильям Уэлсли Поул, выходец из замечательной ирландской семьи, в которой великий герцог Веллингтон был третьим из четырех братьев. Старшим из них был маркиз Уэлсли, а вторым - Уильям Уэлсли, который впоследствии стал Уэлсли Поулом. Ранее Поул занимал должности клерка Ордонанса, секретаря Адмиралтейства и секретаря по делам Ирландии. Он получил назначение с особым поручением полностью реорганизовать Монетный двор, а также подготовить введение новой монеты.
Поул очень скоро обнаружил большую проблему в валютной системе, которая делала невозможным ее сохранение. Было совершенно очевидно, что необходимо что-то делать, и Комитет Тайного совета по монетам рекомендовал чеканить новые золотые монеты в 10, 20, 40 и 5 фунтов стерлингов, что и было утверждено принцем-регентом 3 августа 1816 года.
Новые соверены создавались на основе королевской прокламации от 1 июля 1817 года, но были впервые отчеканены в конце того же года. Так появился на свет соверен, каким мы его знаем сегодня. Новые соверен и полусоверен заменили гинею и треть гинеи.
Тем временем на Монетном дворе происходили важные изменения в составе граверов. Отправлен в отставку главный английский гравер Льюис Пинго, который занимал эту должность с 1779 года. Француз Натаниэль Маршан, работавший вторым гравером, достиг 76-летнего возраста, и в связи с ухудшением здоровья был отправлен на пенсию, а Томас Вайон продолжал работать главным гравером. Томас Вайон получил должность главного гравера, а Уильям Вайон стал вторым гравером. Здесь я должен упомянуть еще об одном человеке, который был назначен в штат граверов, — это Бенедетто Пиструччи, маленький вспыльчивый итальянец, но, без сомнения, уникальный гравер.
Цитирую письмо, написанное в Казначейство 19 июня 1816 года Уильямом Уэлсли Поулом, магистром Монетного двора: «Я счел целесообразным нанять г-на Пиструччи, художника величайшей известности, чьи работы ставят его выше всех конкурентов как гравера драгоценных камней, с целью изготовления дизайнов для штампов новых монет, и я прошу у вашей светлости полномочий выплатить г-ну Пиструччи такое вознаграждение, которое может быть необходимо для его работы. По моему замыслу, дизайны г-на Пиструччи должны быть выгравированы в яшме, с которой наши граверы будут работать по стали, а сами дизайны будут переданы на хранение в Королевский монетный двор и останутся там вместе со штампами и пробными экземплярами нескольких монет».
Продолжение следует…