Материал Майка Марковица.
На протяжении большей части истории человечества много ресурсов, энергии и сил было использовано для проведения войн. Они появились намного раньше чеканки монет. Одно из самых ранних изображений войны в западном искусстве - "Палетка сражения", резной грифель из додинастического Египта, датирована 3100 г. до н. э. На ней изображены последствия пограничного сражения. Лев и стервятники пируют на мертвецах, а связанных пленников уводят.
Война занимает видное место в древнеегипетском, месопотамском и греческом искусстве. Кстати, одной из причин создания монет является то, что монеты обеспечили удобный и надежный способ оплаты наемников для войн. Однако изображения войны встречаются на монетах не часто, а когда они появляются, то отображают три основные темы:
- Приукрашенная битва. Ужас, кровопролитие, грязь и разрушения преуменьшаются в пользу благородных, героических и триумфальных образов.
- Уделяется большее внимание оружию и способам ведения боя, используемы аристократами. Например, часто можно увидеть, как элитные всадники пронзают пеших солдат.
- Монеты демонстрируют истории войны. Можно увидеть изображения, в которых население может узнать знакомых людей или события. В мире, где большинство людей были неграмотными, такие изображения были своего рода официальной пропагандой.
Приукрашенная битва
В Ассирийской империи (ок. 2025 - 599 гг. до н. э.) не чурались изображать реальность войны. Пленные, обезглавленные трупы и отрубленные конечности врагов украшали резные панели в царских дворцах. Древние греки были гораздо сдержаннее в изображении боевых действий. Умеренность во всем была одной из основных греческих ценностей.
Изображения войны в греческой скульптуре, на вазах и монетах подаются в приукрашенном виде. Художники стремились передать атлетическую грацию и мускулистое тело воинов, а не мрачную технику убийства. Одни из самых ранних изображений воинов на монетах появляются на электрумовых статерах из Кизика (ок. 500-450 гг. до н. э.). На одном из них коленопреклоненный воин, обнаженный, но в шлеме, трубит в военную трубу, держа в руках меч.
"Героическая нагота" была традицией греческого искусства, но она также была практической необходимостью в условиях жаркого климата. Она также уменьшала опасность заражения от волокон грязной одежды, попавших в раны.
Классическим греческим боевым построением была фаланга. Пешие солдаты, называемые гоплитами, стояли плечом к плечу, держа большие круглые щиты и 2-метровые копья. Столкновение двух фаланг было смертельным поединком; та сторона, которую прорывали первой, несла большую часть потерь. Фаланговый бой возник примерно в то же время, что и чеканка монет, занимая главенствующее положение в древних средиземноморских войнах до тех пор, пока римский легион не разгромил македонскую армию Филиппа V при Киноскефалах в 197 году до н. э. Самое раннее изображение гоплитов в строю встречается на вазе Чиги, фрагменте расписной керамики, датируемой примерно 650 годом до н. э. Серебряный статер из Тарса около 400 года до н. э. дает прекрасное представление о полностью вооруженном гоплите в защитной накидке из кожаных лоскутов.
Гоплиты пользовались большим спросом в качестве наемников у негреческих правителей, и на статере (ок. 380-360 гг.) Ликийского царства изображен типичный наемник с мечом и щитом. В греческом искусстве часто детально изображается внутренняя сторона щита с ремешком и рукояткой, а не раскрашенная внешняя. Бронзовый меч был оружием, к которому прибегали в крайнем случае, если ломалось копье.
Всадники, поражающие врагов копьем
"...Вы должны помнить, что десять тысяч конницы — это всего лишь десять тысяч человек. Никто никогда не умирал в бою от укуса или пинка лошади; именно люди делают все, что происходит в бою" – Ксенофонт (ок. 430 - 354 гг. до н. э.)
Аристократы, которые могли позволить себе содержать лошадь, сражались как кавалерия, а не как гоплиты. Изображение всадника, пронзающего копьем, впервые появляется на классической серебряной дидрахме из греческого города Гела на Сицилии около 425 года до н. э. [Отметим, что такие сюжеты впоследствии, скорее всего, легли в основу классического образа Георгия Победоносца, поражающего змея, сидя на лошади – прим. пер.]. В эту эпоху искусство гравировки монет достигло высокого уровня, и соперничающие города Сицилии соревновались друг с другом в создании самых ярких и элегантных рисунков.
На серебряной тетрадрахме из Пеонии, ок. 340 - 315 гг. до н. э., изображена энергичная версия известной сцены. Пеонийцы были негреческим племенем на Балканах, которые служили в качестве разведчиков с легкой кавалерией в армии Александра Македонского (правил в 336 - 323 гг. до н. э.).
Спустя столетия классический образ всадника, пронзающего копьем упавшего пешего солдата, по-прежнему привлекал римскую элиту, потрясающий чему пример - золотой ауреус Траяна, датируемый 104-107 гг. н. э. На нем изображена драматическая сцена, в которой лошадь императора собирается растоптать варвара, а сам император готовится метнуть копье в незадачливого врага. При Траяне, талантливом полководце, римская империя достигла наибольшего территориального размаха, ведя войны с Дакией (ныне Румыния) и Парфией (ныне Ирак и Иран).
На очень распространенной бронзовой монете Констанция II мы видим замечательную трансформацию образа "всадника, колющего пешего солдата". Пеший римский солдат вонзает свое копье в спину упавшего всадника-варвара. Римлянин намного крупнее варвара, что подчеркивает асимметрию в этом мощном образе.
Боевые слоны и боевые колесницы
Слон часто (ошибочно) называется "танком" античной войны. Дорогостоящие в содержании и трудноуправляемые в бою, они были в основном психологическим оружием, призванным наводить ужас на незнакомых с ними людей и лошадей. Наиболее примечательным изображением боевого слона в бою является очень редкий серебряный медальон, отчеканенный около 325 года до н. э. в Вавилоне в честь кампании Александра в Индии. На реверсе изображен Александр на своем знаменитом коне Буцефале, сражающийся с боевым слоном индийского правителя Пора в битве при Гидаспе (май, 326 г. до н. э.).
Большинство колесниц, изображенных на античных монетах, — это гоночные или церемониальные транспортные средства, часто перевозящие богов. Редкий пример боевой колесницы в действии встречается на серебряной тетрадрахме, которая, вероятно, была отчеканена в рамках одной памятной серии. Индийская колесница с четырьмя лошадьми скачет вправо, с вознцией и лучником, который натягивает длинный лук.
Истории на монетах
В Римской республике младшие чиновники, отвечавшие за чеканку монет, часто использовали их дизайн (который часто менялся) для продвижения своей политической карьеры. Они часто делали это посредством прославления подвигов своих предков, участвовавших в многочисленных войнах. Хорошим примером является денарий 127 года до н. э., выпущенный К. Сервилием Ватиа. Сервилии были крупным и важным аристократическим кланом. На монете можно увидеть битву между двумя конными воинами. Центральная фигура - М. Сервилий Пулекс Геминус, консул 202 года до н. э., прославившийся тем, что пережил многочисленные ранения в 23 победных одиночных боях.
На довольно распространенном денарии К. Минуция Терма (103 г. до н. э.) римский солдат сражается с варваром, чтобы защитить павшего товарища. Спасение жизни товарища в бою было одной из самых высоких почестей, которых мог добиться солдат. Наградой за это была corona civica, венок из дубовых листьев. Один из многих выдающихся предков Минуция заслужил эту награду, и монета напоминает об этом событии.
Монеты также повествовали о текущих военных событиях. Прекрасный пример - денарий Луция Хостилия Сасерна, служащего монетного двора (triumvir monetalis) в 48 году до н. э. Мы мало что знаем о нем, но два его брата Публий и Гай были офицерами в армии Юлия Цезаря. Монета посвящена победам Цезаря над галлами (58 - 50 гг. до н. э.). Аверс представляет собой мощный портрет галльского воина, возможно, Верцингеторикса, который возглавил восстание против римлян. На реверсе изображена необычайно детально проработанная галльская двуконная боевая колесница с возницей и воином, вооруженным копьем.
Императоры-воины
Римские императоры обычно зависели от армии, поскольку от именно она обеспечивала существование их власти. На монетах они часто пытались изобразить себя соратниками и лучшими друзьями войска, даже если сами были робкими дворцовыми жителями, никогда не выходившими на поле боя. На редком и великолепном бронзовом сестерции Калигулы (37-38 гг.) он изображен обращающимся к многочисленным рядам преторианской гвардии. Четыре штандарта с орлами указывают на присутствие четырех когорт (отрядов из нескольких сотен гвардейцев), хотя гравер изобразил только пять человек.
По мере того, как империя все больше страдала от нашествий варваров, император на монетах перестает носить мирную тогу, заменяя ее военной одеждой. Ярким примером является редкий серебряный милиарисий Феодосия II (правил в 408-450 гг.). На реверсе молодой император (который никогда не участвовал в кампаниях) стоит с обнаженной головой в доспехах, держа в руках копье и щит. Ореол вокруг его головы не является стандартной военной эмблемой, а скорее символически указывает на его полубожественный статус.
Одним из последних "боевых императоров", появившихся в этом качестве на монетах, был византийский император Исаак I Комнин (правил в 1057-1059 гг.). Будучи успешным полководцем, он возглавил восстание, которое заставило неэффективного императора Михаила VI отречься от престола в его пользу. Он нарушил традицию, изобразив себя на золотом гистамоне (стандартном солиде) в военном облачении, с обнаженным мечом. Это оскорбило влиятельных священников, и последующие императоры вернулись к традиционным религиозным императорским регалиям на своих монетных портретах: глобус, увенчанный крестом, и лабарум, штандарт.
Золотые монеты Исаака I были негативно восприняты современниками из-за их показного военного характера, поскольку они, казалось, подразумевали, что император считал, что обязан своим троном своим военным качествам, а не божественному решению.