О реальной и символической ценности золота. Часть первая

Материал статьи О. Бетца.

При рассмотрении золота и предметов, изготовленных из этого металла, можно обращать внимание на самые разные аспекты. Можно изучать состав сплава, а также то, как ювелиры изготавливали изделия. Можно классифицировать месторождения и места, где находят золото, перечислив их названия. Можно описать физические и химические свойства золота и его сплавов, а также использование в художественных и технических работах, насладиться эстетическими качествами соответствующих изделий. Можно написать историю золотоискателей, которых жажда золота толкала на невероятные приключения, упомянуть о преступлениях, совершенных ради золота, а также о многочисленных конфликтах и войнах между народами, вызванных стремлением к золоту.

Однако есть и другой аспект золота, который стоит рассмотреть. Золото на протяжении веков всегда было символом света и красоты, несоизмеримой ценности, воплощающей неуязвимость и бессмертие богов.

Любой предмет на земле можно превратить в символ, если к простой материальной ценности добавить дополнительный смысл, трансцендентное значение.

У человечества существует тайная система отношений, связывающая одни вещи с другими. Эта система отношений является основой для понимания всей системы на основе наблюдения за отдельными вещами. Кастнер в этой связи пишет: «Образы — это единственная возможность для непостижимого говорить с нами, только через них оно может проникнуть в наше воображение и сознание». Поэтому мы должны спросить себя: в чем ценность золота, что связывает нас с предметами из золота, по какой причине золото имеет столь высокую эмоциональную ценность для человека?

Ответ на все эти вопросы не может быть получен от геологов, минералогов, металлургов или химиков. Нужно изучать мифы и сказания, чтобы найти в них ключ к пониманию того, почему золото так завораживает людей.

Знание о золотом веке

Во многих мифах мы находим идею о давно минувшем райском «золотом веке». В те давние времена боги и люди жили без бед и страданий.

Гесиод описывает это время в своих «Трудах и днях» следующим образом:

 

«Создали прежде всего поколенье людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,

Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,

Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.

[Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.]».

 

Однако этот век закончился, и за ним последовали серебряный и железный века. Эти века уже не отличались счастьем и легкостью существования.

Овидий пишет в своих «Метаморфозах» следующее:

 

«Первым век золотой народился, не знавший возмездий,

Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность.

Не было страха тогда, ни кар, и словес не читали

Грозных на бронзе; толпа не дрожала тогда, ожидая

В страхе решенья судьи, — в безопасности жили без судей».

 

Серебряный век был вечной весной. Конец серебряного века привел к сокращению этой вечной весны до одного из времен года.

Золото также означает неоскверненное начало мира, нетронутую целостность его происхождения. В начале все было «золотым», но ход истории привел к отпадению от идеала. Тем не менее в древних мифах заложена надежда на то, что в будущем может наступить новый золотой век.

 

Очень четко эту надежду формулирует Вергилий в своей знаменитой четвертой «Эклоге»:

 

«Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,

Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,

Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство.

Снова с высоких небес посылается новое племя.

К новорождённому будь благосклонна, с которым на смену

Роду железному род золотой по земле расселится

Дева Луцина! Уже Аполлон твой над миром владыка».

 

Наступит новая величественная эпоха, и все следы грехов исчезнут. Это ожидаемое наступление царства мира следует назвать «золотым», поскольку оно берет свое начало в славном первобытном времени.

Золото богов

Понятное дело, что нынешнее состояние нельзя назвать тем самым обещанным Золотым веком. Мы понимаем, что найдутся те, кто пообещает нам золотые горы. Теренций упоминает об этом соблазне: «Montes Auri Pollicens» (лат. золотые горы). Именно Эльдорадо, фантастический город из золота, искали испанские авантюристы в Америке. Опираясь на этот вымысел, многие искатели приключений начинали свое путешествие. Однако золото действительно было найдено в Америке.

Древние культуры наглядно показывают, как высоко ценилось золото и как быстро развивалось искусство ювелиров. Еще 6000 лет назад египтяне вбивали золотые гранулы в золотые листы и придавали этим золотым листам на пластинах различные формы, создавая листья, плоды и короны, украшенные драгоценными камнями.

Золото добывалось из первичных и россыпных месторождений, его отделяли от менее драгоценных металлов. Очень скоро открытие плавки, литья и сплавления золота с серебром и медью позволило ювелирам изготавливать крупные изделия.

Ювелиры создавали украшения, драгоценную посуду и вазы для светских целей, а также монеты, но в основном золото использовалось для религиозных предметов, которые хранились в храмах.

Как и в Египте, поклонение солнцу привнесло в религиозное воображение идею о том, что блеск золота и солнца непосредственно связаны. Золото понималось как воплощение солнца на земле. Бог солнца Гор с головой сокола тоже считался богом золота. Фараон, взятый в качестве воплощения бога солнца Гора, мог претендовать на этот божественный металл исключительно для себя. Его трон, украшения, повседневные инструменты и, наконец, его гроб были сделаны, по крайней мере частично, из золота.

То, что храмы и статуи богов были украшены золотом, это вполне понятно и ожидаемо. Золотые подарки от фараона жрецам и важным чиновникам двора были особым проявлением уважения, означавшим, что они находятся в таком высоком почете у правителя, что заслуживают участия в его власти и божественной жизни.

Кроме того, во многих культурах и религиях, помимо египетской, золото предназначалось исключительно для создания священных предметов. Ацтеки и инки считали его непосредственным продуктом богов. В древнем Китае считалось, что золото обладает трансцендентной силой. Такое понимание определенно избавляет золото от мирских желаний, оставляя его богам. Когда испанцы завоевывали и разрушали империи ацтеков и инков в Центральной и Южной Америке, то местные народы были очень удивлены невероятной жадностью испанцев к золоту. Они спрашивали себя: почему эти белые захватчики крадут собственность богов?

О проклятии и благословении золота (начало)

Однако связь золота с богами, похоже, никогда не была достаточно сильной. Слишком привлекательным был этот сверкающий металл, слишком велика была его экономическая мощь и возможности, которые открывались перед его владельцем. Накопленное золото притягивало жадных соседей, порождало восстания, коррупцию и интриги. История золота — это многовековая история войн, завоеваний, опустошений, побед и поражений. Тот, кто владел золотом, имел власть, мог оплачивать войска, строить флоты и начинать войны. И все это для того, чтобы получить еще больше золота!

Геродот рассказывает, что лидийский царь Крез, владевший невероятным золотым резервом, хотел, чтобы философ Солон похвалил его за богатство. Однако Солон ответил царю, что нужно дождаться конца жизни человека, прежде чем называть его жизнь удачной и счастливой. Через некоторое время после этого Крез проиграл захватническую войну против Кира, царя персов. Креза приговорили к смерти через сожжение. На костре Крез вспомнил о Солоне и позвал его. Кир спросил у Креза, что это за бог, которого он зовет в такой страшный момент. Когда Крез рассказал ему, что Солон сказал ему некоторое время назад, Кир помиловал Креза, и оба царя наблюдали, как город разрушали и разрывали на части персидские солдаты. Глядя на это, Крез предупредил Кира, что на золоте лежит проклятие, и посоветовал ему забрать золото, доставшееся солдатам от грабежа, и дать им землю для поселения и земледелия. Крез отметил, что золото никогда не удовлетворит жадность, человек всегда будет хотеть все больше и больше, и поэтому солдаты в конце концов будут сражаться против своего собственного царя.

Продолжение следует…

^ Наверх