К платине возобновился интерес из-за увеличения спроса на «зеленую» энергетику и снижения популярности золота.
Курс белого металла вырос на 14% в этом году, достигнув отметки в 1000 долларов за унцию.
Джо Байден, избранный президент США, пообещал инвестировать 2 трлн долларов на экологически чистые отрасли экономики. Эта новость стала причиной ралли на рынке платины. Об этом заявил Кирилл Кириленко, аналитик рынка драгметаллов в «CRU Group».
По его словам, платина используется во многих отраслях промышленности, а также востребована как объект инвестирования. В долгосрочной перспективе этот драгметалл извлечет пользу от увеличения популярности возобновляемых источников энергии.
Между тем, в ноябре курс золота понизился на фоне новостей об изобретении вакцины против коронавируса. Перспективы мировой экономики улучшились, снизив спрос на защитные активы. В результате драгметалл, обновивший исторический рекорд летом, подешевел до 1781 доллара за унцию в прошлом месяце.
Распродажа на рынке желтого металла побудила инвесторов обратить внимание на другие драгоценные металлы, например, на платину, в надежде на то, что они увеличатся в цене.
Комментарий Стивена Данна, директора биржевого фонда «Aberdeen Standard Investments»: «Мы наблюдаем начало долгосрочного повышательного тренда на рынке платины. Что касается золота – он находится на последних этапах своего ралли».
Менее 10 лет назад платина была самым дорогим из главных драгметаллов. Он использовался в автокатализаторах, фильтруя вредные выбросы выхлопных газов автомобилей. Его высокий курс стал причиной того, что многие автопроизводители искали более дешевые альтернативы, каким на то время был палладий. Оба металла необходимы для каталитических нейтрализаторов.
Снижение спроса со стороны автопроизводителей привело к избытку платины в последние годы. Цены на драгметалл снизились, оставаясь на одном и том же уровне с 2015 года.
Однако пандемия коронавируса изменила динамику спроса и предложения на этом рынке. Согласно прогнозам, в 2020 году будет зафиксирован рекордный дефицит платины.
Спрос со стороны ювелиров и автопроизводителей сильно пострадал в этом году, но инвесторы стали покупать защитные активы, включая драгметаллы. Согласно данным Комиссии по торговле товарными фьючерсами (США), в конце ноября позиции во фьючерсах на платину подскочили в объеме, который не наблюдался в течение года.
Предложение платины также серьезно сократилось в этом году из-за строгих карантинных ограничений. Напомним, что белый металл в основном добывают в ЮАР.
Во Всемирном платиновом инвестиционном совете прогнозируют, что спрос на драгметалл в этом году превысит предложение на рекордные 1,2 млн унций. В прошлом году было использовано 7-8 млн унций.
В то же время инвесторы обращают внимание на платину в контексте ее роли в развитии «зеленой» энергетики.
Технология производства возобновляемого водорода генерирует горючий газ из воды, переправляя его в топливные элементы, которые можно использовать для электричества в домах и автомобилях. Платина играет ключевую роль, как в электролизе – процессе получения водорода из воды, – так и в топливных элементах для его хранения.
В этом году Европейский Союз объявил, что возобновляемый водород станет ключевым элементом Европейского зеленого курса, направленного на полное прекращение выбросов углеродов к 2050 году. Китай заявил о подобных намерениях, но с достижением этой цели к 2060 году. Следовательно, инвестиции в водородную энергетику увеличатся.
Возрождение спроса на платину благодаря водородным технологиям, наряду с сокращением предложения, представляют собой основания для оптимистичного прогноза курса платины. Об этом заявил Тревор Рэймонд, руководитель отдела исследований во Всемирном платиновом инвестиционном совете. Он также сказал следующее: «О такой перспективе роста спроса на платину не было и речи несколько лет, но теперь все изменилось».
Объем платины, необходимый для водородной технологии, может оказаться значительным. По расчетам Кириленко, автомобилю, работающему на водородном топливном элементе, потребуется почти в четыре раза больше платины, чем ее необходимо сегодня для дизельного автомобиля с платиновым автокатализатором.
В отличие от автокатализаторов, для которых может использоваться палладий или платина, водородным топливным элементам нужен только второй драгметалл.
Кириленко заявил следующее: «Для водородной экономики нужны топливные элементы, а для последних – платина».
Комментарий Данна: «Инвесторы хотят узнать, вернутся ли автопроизводители к платине для автокатализаторов. Текущий курс сделает это возможным, поспособствовав увеличению спроса».