Array ( [url] => /favorites [key] => [count] => 0 ) Array ( [total_count] => 0 [total_cost] => 0 [total_weight] => 0 [total_discount] => 0 [total_positions] => 0 [product] => Array ( ) [scriptProperties] => Array ( [tpl] => miniCart ) )

Рынок золота после упразднения Бреттон-Вудской системы

Ровно 50 лет назад рынок золота претерпел фундаментальные изменения всего за считанные минуты. Дело в том, что Ричард Никсон, президент США, одним росчерком ручки прекратил конвертацию доллара в драгметалл. Американская валюта с тех пор не обеспечивается золотом.

Хотя желтый металл не считается официальной мировой валютой, аналитики отмечают следующее: золото продолжает играть важную роль на мировых финансовых рынках, а центральные банки, власти и инвесторы до их пор считают его средством сбережения.

В течение последних 50 лет рынок золота увеличился в масштабах. Теперь речь не идет только о торговле физическими слитками, монетами и ювелирными изделиями, но и о бумажном золоте (биржевые продукты, обеспеченные этим драгметаллом). Рост привлекательности желтого металла привел к разработке цифровых золотых продуктов.

Аналитики сходятся на том мнении, что, хотя золото перестало быть монетарным металлом, это по-прежнему востребованный актив для инвесторов.

Как же этот драгметалл превратился из мировой валюты в инвестиционный актив?

15 августа 1971 года президент Никсон сделал телевизионное обращение, в котором сообщил американскому народу и всему миру, что США упраздняют золотой стандарт. До этого заявления было в силе Бреттон-Вудское соглашение 1944 года, согласно которому центральные банки и иностранные правительства могли выкупать свои долларовые резервы посредством золота.

Данное соглашение не учредило официальный золотой стандарт, но сделало доллар мировой резервной валютой, а цена золота была привязана к нему по курсу 35 долларов за унцию.

С середины 1956 года страны со всего мира по причине роста инфляции стали быстро обменивать свои доллары США на золото. Напомним, что США контролировали около 2/3 мировых резервов золота, когда было подписано Бреттон-Вудское соглашение.

Вот что далее сообщил по этому поводу Джордж Миллинг-Стэнли, главный аналитик рынка золота из компании «State Street Global Advisors»: «В резервах США хранилось 20 тыс. тонн золота, а к 1970 году показатель снизился до 8 тысяч. Золотые резервы истощались столь стремительно, что Никсону пришлось вмешаться и что-то сделать. По причине сильной инфляции возникло несоответствие между официальной ценой на золото и его рыночным курсом. Страны, особенно в Западной Европе, с радостью обменивали свои долларовые активы на золото. Я работал в 1970-х гг. журналистом в «Financial Times», и помню статьи относительно заявления Никсона. Президент тогда добавил, что погашение долларов в золото по всему миру ставит под угрозу платежеспособность США.

Золото с тех пор не является резервной валютой, но при этом предоставляет инвесторам лучшую доходность и низкий уровень риска по сравнению с любым другим активом. За последние 50 лет, с 1971 года по настоящее время, совокупный годовой темп роста цен на золото составил 8%, что неплохо, учитывая, что у этого актива нет процентного или дивидендного дохода. За последние 20 лет курс драгметалла вырос в 7 раз, что укрепило его роль в качестве важного глобального актива. Значимость драгметалла состоит в том, что он увеличит доходность вашего портфеля, при этом снизив его волатильность. Золото повышает коэффициент Шарпа, что является целью стратегии распределения активов у любого инвестора в мире».

Торстен Поллейт, главный экономист в компании «Degussa», сказал, что Бреттон-Вудское соглашение было изначально обречено на провал, потому что оно не утвердило официальный золотой стандарт. По мнению эксперта, политическая воля, направленная на поддержание чистого золотого стандарта, исчезла вследствие Первой мировой войны. Дело в том, что правительствам нужны были деньги, чтобы финансировать военные действия, поэтому золотой стандарт пришлось упразднить. Монетарная система, основанная на золоте, ограничивает объем государственных расходов, поэтому Бреттон-Вудское соглашение – это неполноценная попытка установить золотой стандарт.

Нового золотого стандарта ждать не стоит

По мнению Миллинга-Стэнли, появление нового золотого стандарта вряд ли стоит ожидать. Для современной экономики это совершенно не нужно: «В мире нет правительства, которое было бы готово придерживаться строгой финансовой дисциплины, требуемой при золотом стандарте. Власти уже 50 лет выпускают бумажные валюты по собственному усмотрению, и эта система не изменится в ближайшее время».

Джон Рид, главный аналитик во Всемирном золотом совете, отметил в недавнем интервью, что золотой стандарт вряд ли будет восстановлен. Он добавил, что проблема не только в отсутствии политической воли для превращения золота в мировую валюту. Восстановление золотого стандарта может сильно ударить по мировой экономике. Согласно статистике Всемирного золотого совета, в среднем предложение драгметалла увеличивается ежегодно на 1,6%, а это значит, что денежная масса не может превышать этот показатель.

Согласно данным Всемирного банка, объем денежной массы в США вырос более чем на 17% в 2020 году. ФРС и правительство США закачали триллионы долларов в экономику, чтобы преодолеть последствия коронакризиса.

По мнению Рида, мировую экономику трудно перестроить на условиях ограниченного предложения денег: «Золотой стандарт фактически привел бы к ограничению объема кредитования и к дефляции. Это было бы огромным ограничением для современной экономики. Изменить отношение к золотому стандарту в текущих условиях может только полное разочарование во всех мировых валютах».

Как будет выглядеть рынок золота на протяжении следующих 50 лет?

Хотя золотой стандарт вряд ли будет восстановлен, Рид полагает, что желтый металл продолжит играть важную роль на финансовых рынках. Золото уже давно не мировая валюта, но во Всемирном золотом совете прогнозируют, что данный актив продолжит занимать ключевое место в резервах центральных банков.

Дополнительный комментарий Рида: «Я не знаю, как именно изменится рынок золота через 50 лет, но уверен в одном – этот актив останется востребованным».

Впрочем, некоторые экономисты не исключают возможности возвращения золотого стандарта даже несмотря на отсутствие политической воли. Поллейт сказал, что инвесторы не должны игнорировать историю золота как валюты и средства сбережения: «На протяжении тысяч лет золото использовалось в качестве валюты, а мы только говорим о последних 50 годах. Я думаю, что было бы правильно подумать о другом: можем ли мы вечно полагаться на необеспеченные бумажные валюты?».

Поллейт сказал, что, несмотря на отсутствие политической воли, необходимой для создания нового золотого стандарта, некоторые подвижки в этом направлении все-таки могут быть сделаны. По его мнению, объем денежной массы будет более тесно связан с экономическими циклами, а периоды дефляции побудят производителей золота наращивать добычу. Это приведет к увеличению денежной массы и уровня инфляции, который естественно достигнет своего пика и цикл начнется заново. Поллейт продолжил: «Монетарная система, основанная на золоте, может идеально встроиться в условия свободного рынка. Тогда бы не было необходимости в большом государственном аппарате. Уменьшилось бы налоговое бремя для населения и бизнеса. Уровень жизни тоже стал бы повыше. При золотом стандарте было бы меньше глобальных конфликтов, поскольку разные страны измеряли бы свое богатство и экономический рост с помощью одного стандарта. Я думаю, что Холодная война была бы намного короче. Коммунистические эксперименты закончились бы раньше, потому что золотые деньги не позволили бы соцстранам устроить автаркию.

Хотя шансы создания нового золотого стандарта сейчас крайне малы, Поллейт указывает на растущую заинтересованность в превращении золота и серебра в монетарные металлы. В США только на территории 9 штатов действует налогообложение для инвестиционных драгметаллов. В марте на федеральном уровне был внесен законопроект, предполагающий отмену налогообложения золотых и серебряных слитков и монет. Конечно, еще много чего следует сделать в этом направлении, и еще не достигнут тот момент, когда люди окажутся готовыми отказаться от бумажных денег, но ситуация постепенно меняется. По мере развития технологий золото будет легче использовать в качестве денег».

Монетарный стандарт на основе биткойна маловероятен

Золото играет важную роль на финансовых рынках, однако в последние несколько лет его популярность немного уменьшилась на фоне криптовалют, в частности, биткойна.

Многие экономисты и аналитики сравнивают оба актива, в результате чего некоторые из них называют биткойн – новым золотом. Однако, по мнению других аналитиков, биткойн не готов заменить золото в качестве мировой валюты.

Поллейт отметил, что самым важным фактором, который ограничивает значимость биткойна на мировых рынках, является его инфраструктура: «Система биткойна недостаточно надежна для обработки всех ежедневных валютных операций. В блокчейне биткойна можно совершать около 300 тыс. операций в день по всему миру, и это его предел. При этом в одной только Германии ежедневно совершается 75 млн транзакций. В то же время золото можно интегрировать в уже существующую глобальную банковскую инфраструктуру. В общем, люди ослеплены новыми технологиями криптовалют, не замечая их реальные возможности».

Джон Рид также считает, что мировая экономика не сможет опираться на стандарт биткойна, а технология блокчейна очень ограничена. При этом эксперт назвал еще одну фундаментальную причину того, почему биткойн не станет валютным стандартом: у него отсутствует внутренняя стоимость.

Рид подытожил свою позицию следующим положением: «Если люди в один прекрасный момент разочаруются во всех валютах, то замену им нужно будет искать среди тех альтернатив, которые обеспечиваются активом, исполняющим роль средства сбережения».

Последствия упразднения Бреттон-Вудского стандарта для МВФ, ЮАР и Африки в целом

Государства-члены МВФ после 1971 года перешли к системе плавающих обменных курсов. Одним из непредвиденных последствий решения Никсона было то, что ЮАР, в то время крупнейшая в мире страна-производитель золота, потеряла свое лидерское положение в международной валютной системе. Поэтому режим апартеида в стране стал менее проблематичным для западного мира. Это привело к тому, что ЮАР помогала США в борьбе с кубинцами, а также с русскими, которые поддерживали Народное движение за освобождение Анголы в его борьбе за независимость Анголы. Это также облегчило другим странам ввод санкций против ЮАР, а в 1980-х гг. – выступать против финансовой поддержки ЮАР со стороны МВФ и коммерческих банков. Это привело к тому, что «Крюгерранд» - главная золотая инвестиционная монета в мире, создаваемая в ЮАР, попала под санкции.

Заявление Никсона привело к изменению миссии МВФ.

Изменение курса МВФ

МВФ во время Бреттон-Вудской эпохи ежегодно посылал миссию в каждую из своих государств-членов, чтобы убедиться в соблюдении политики, совместимой с поддержанием номинальной стоимости их валюты. Это обстоятельство ограничивало круг вопросов, которые МВФ мог поднимать во время встреч, а также круг должностных лиц для консультаций.

Все государства-члены тогда были участниками одной международной валютной системы, поэтому их способность поддерживать номинальную стоимость своих валют зависела от одних и тех же переменных. Более того, поскольку все члены были потенциальными потребителями финансовых услуг МВФ – и за это время все члены действительно использовали его помощь – необходимо было всем уделять одинаковое внимание рекомендациям МВФ. Условия, которые МВФ ставил при оказании финансовой поддержки, в основном опирались на эти рекомендации.

Упразднение Бреттон-Вудской системы все изменило. Если страны не обязывались поддерживать конкретный курс своей валюты, то МВФ ничего не оставалось делать в рамках ежегодной миссии в каждую из стран.

Поэтому в договор об учреждении МВФ были внесены поправки. Теперь в нем оговаривалось, что МВФ должен гарантировать следующее: все государства-члены должны вносить свой вклад в стабилизацию системы обменных курсов. Это означало, что МВФ должен был отслеживать все факторы, которые могли повлиять на способность каждой страны выполнять свои международные обязательства и поддерживать конкурентоспособность цен своего экспорта. Поскольку практически любой аспект экономики мог повлиять на обменный курс, МВФ начал постепенно расширять круг вопросов, которые поднимались в ходе ежегодных миссий. Стали задаваться вопросы о продовольственных субсидиях, трудовой политике, социальных расходах, регуляторной политике, торговой политике и роли государства в экономике.

Хотя отчеты МВФ носили чисто рекомендательный характер, степень обязательности их учета для каждой конкретной страны была разной. Богатые страны не нуждались в финансировании МВФ, поэтому могли спокойно игнорировать эти рекомендации. После 1976 года ни одна богатая страна не запрашивала финансирование от МВФ вплоть до Европейского долгового кризиса 2010 года. Таким образом, эти страны достигли денежной независимости, которой у них не было при Бреттон-Вудской системе.

В то же время страны, которым требовалось финансирование от МВФ, должны были серьезно относиться к рекомендациям. Они знали, что это определит условия, на основании которых МВФ окажет поддержку, или даст доступ к другим источникам финансирования.

После 1976 года МВФ стал организацией, которая взаимодействовала со странами-членами, принимая в учет их специфику.

Некоторые страны не нужны были услуги МВФ, поэтому они сотрудничали с организацией в основном на добровольной основе. Другие страны, предвидя, что им, так или иначе, придется использовать услуги МВФ, должны были относиться к организации уважительно, зная о своих ограниченных возможностях противодействия ее рекомендациям.

К сожалению, учитывая систему «взвешенного» голосования в МВФ, этот дифференцированный подход также означал, что государства с решающим голосом (чье финансовое участие было самым весомым) в организации не зависели от ее услуг. Следовательно, они могли предъявлять требования, не беспокоясь о том, как это отразится на других странах. Таким неравенством можно было злоупотреблять. Так, во время азиатского кризиса 1996 года, наиболее влиятельные государства-члены МВФ не хотели оказывать поддержку азиатским странам, если их власти не примут экономическую политику, выгодную для богатых стран.

МВФ также обрел новую роль в 1980-х гг., став инструментом давления на страны Африки, Азии и Латинской Америки, столкнувшиеся с долговыми кризисами. Организация предлагала этим государствам некоторую финансовую поддержку в обмен на то, что кредиторы должны были соответствовать рекомендациям МВФ. Учитывая широкий объем мандата МВФ, эти рекомендации вмешивались во внутреннюю политику этих государств-членов, подчиняя их неолиберальным идеологическим предпочтениям богатых государств-членов. Отсюда печально известные структурные реформы, которые были проведены в африканских странах согласно рекомендациям МВФ.

Кроме того, МВФ неоднократно манипулировал курсом золота, продавая собственные резервы.

Долгосрочные последствия

Решение Никсона положило конец тотальной гегемонии США над западным миром. Оно также оставило МВФ без четко определенной роли. Под руководством развитых стран эта организация начала формировать новую, интервенционистскую и идеологическую роль консультанта и финансового «партнера» для развивающихся стран, включая Африку. Кроме того, сняв золотые «оковы» с валютных курсов, Никсон инициировал процесс глобализации финансов и создания современной глобальной экономики, в которой компании принимают решения, основанных на краткосрочных финансовых выгодах, а не на реальных потребностях людей и общества. В таких условиях инвестирование в золото становится вполне разумным.

^ Наверх
Array ( [fields] => Array ( [name] => Array ( [required] => 1 [type] => text [pattern] => [val] => ) [email] => Array ( [required] => 1 [type] => email [pattern] => [val] => ) [phone] => Array ( [required] => 1 [type] => tel [pattern] => [val] => ) [city] => Array ( [required] => 1 [type] => text [pattern] => [val] => ) ) )