Уроки развития онлайн-рынка золота в Индии – Всемирный золотой совет

В Индии стремительно развивается онлайн-торговля в разных сферах. Так, покупка золота также все чаще опосредуется онлайн-активностью. Городские потребители просматривают онлайн/мобильные приложения перед совершением покупки; индийцы используют онлайн-блоги и социальные медиа для поиска идей и вдохновения. Электронные кошельки/приложения играют ключевую роль в росте онлайн-рынка золота в Индии. Теперь у индийцев есть возможность покупать желтый металл электронным образом у торговца, дилера, который хранить физическое золото до тех пор, пока оно не понадобится клиенту.

Пандемия коронавируса COVID-19 больно ударила по оффлайн-торговле, заставив приостановить деятельность магазинов и лавок в городах, что и стало катализатором увеличения продаж через онлайн-каналы.

В этом отчете речь пойдет о…

- развитии онлайн-торговли в Индии;

- препятствиях для покупки золота в Интернете и перспективах роста онлайн-рынка;

- цифровизации деятельности розничных продавцов вследствие пандемии.

Эволюция онлайн-рынка золота в Индии

Онлайн-рынок золота в Индии сравнительно недавно начал развиваться. На его долю в стоимостном выражении приходится всего 1-2% совокупного объема продаж драгметалла. По состоянию на 3 квартал 2019 года только 17% покупок золотых ювелирных украшений в городах и 3% в селах осуществлялось в Интернете.

Развитие онлайн-рынка золота в Индии началось более десяти лет назад. Компания «CaratLane» была основана в 2008 году, чтобы предоставить женщинам возможность покупать современные ювелирные изделия из чистого золота для повседневного ношения. В 2011 году был запущен еще один интернет-портал для торговли золотыми украшениями – «Bluestone». Тогда же компания «CaratLane» презентовала свой первый оффлайн-магазин в рамках своей диверсифицированной стратегии по стимулированию роста. Эта стратегия предполагает использование различных каналов коммуникации между продавцом и покупателем (радио, телевидение, печать, веб-сайт, мобильные телефоны, электронная почта, чат-боты).

В последующие годы развитие онлайн-рынка набирало обороты благодаря компании «Candere», появлению в Индии гигантов электронной торговли, – корпораций «Amazon» и «Flipkart», – запуска торговой площадки «eJohri» с бизнес-моделью, предполагающей использование разных каналов коммуникации, а также ориентацией на привлечение семейных ювелиров. Платформа электронной торговли «eJohri» предоставляет потребителям возможность приобрести золотые украшения в Интернете, а после этого пойти в оффлайн-магазин, чтобы увидеть товар перед покупкой.

Компания «Titan» в мае 2016 года приобрела контрольный пакет акций (62%) «CaratLane» для продвижения направления электронной торговли в своей деятельности. По состоянию на конец марта 2020 года, количество оффлайн-магазинов компании увеличилось до 92 в 36 городах. В апреле 2018 года появилась еще одна платформа электронной торговли «Tata CLiq».

Кроме цифровых платформ крупнейших индийских ювелирных компаний и мировых ритейлеров, таких как «Amazon», «Flipkart, «Tata Cliq» и «eJohri», свои собственные платформы также создали индийские ритейлеры («Titan», «GRT Jewellers», «Joyallukas» и «Kalyan Jewellers») с целью продвижения электронной торговли для продаж золотых ювелирных украшений, а также слитков и монет.

Люди в возрасте от 18 до 45 лет являются основными покупателями на онлайн-рынке золота в Индии

По данным участников этого рынка, на потребителей в возрасте от 18 до 45 лет приходится 70-80% онлайн-продаж, а в возрасте старше 45 лет – 25-30%. Средний объем покупок на онлайн-рынке равен 25-30 тыс. рупий. Золото покупается для повседневного ношения (50%), а также для праздников, в качестве подарков (50%). Золотые слитки и монеты являются популярными во время праздников Акшая Трития и Дхантерас.

Активность потребителей в Интернете и социальных медиа уже играет важную роль перед совершением покупки. 30% городских потребителей утверждают, что просматривают онлайн/мобильные приложения перед покупкой предметов моды и украшения. При этом 30% из них используют онлайн-посты для формирования идей и вдохновения относительно своего будущего образа. Мобильные приложения/электронные кошельки также играют ключевую роль в развитии онлайн-рынка золота.

Рост объемов инвестирования в цифровое золото

Онлайн-рынок золота представляет собой экономичный и удобный способ покупки золота благодаря использованию мобильных приложений и/или интернет-банкинга. Впервые такую возможность индийцы получили благодаря запуску программы «Reliance My Gold» в 2012 году. Настоящий прорыв в этой сфере начался в 2016-2017 гг., когда компании, занимающиеся электронными кошельками, «Paytm» и «PhonePe», запустили онлайн-платформы для торговли золотом. С тех пор цифровой драгметалл оказался в тренде, поскольку возникла целая плеяда различных онлайн-платформ.

Инвестиции в цифровое золото имеют множество преимуществ: покупка в любое время, простая доставка, безопасность и понятное ценообразование.

По мнению экспертов в этой отрасли, совокупный объем торговли цифровым золотом в 2019 году был равен около 4-5 тонн (что эквивалентно всего 3% совокупного годового объема розничных инвестиций в золото), при этом активных инвесторов, совершающих повторные покупки на различных платформах, было примерно два с половиной миллиона. Цифровое золото становится популярным в качестве подарков, и во время праздников (Акшая Трития, Дхантерас).

Распространение мобильных приложений и банковских цифровых платформ, наряду с увеличением популярности смартфонов, привело к росту инвестиций в золото посредством цифровых каналов. Согласно исследованию Всемирного банка «Globex Findex», число взрослых индийцев, имеющих банковский счет, увеличилось более чем вдвое в период с 2011 по 2017 гг.: у 80% индийцев был банковский счет в 2017 году по сравнению с 35% в 2011 году (и всего 53% в 2014 году). Число пользователей смартфонов выросло до более чем 500 млн в 2019 году, увеличившись на 15% по сравнению с 2018 годом, и ожидается, что к 2022 году этот показатель превысит 800 млн. Распространение смартфонов и финансовых услуг даст широкому кругу индийских инвесторов возможность вкладывать деньги в цифровое золото благодаря одному нажатию пальца, используя мобильные кошельки/приложения или цифровые платформы банков.

Препятствия для покупки золота в Интернете

Несмотря на рост онлайн-продаж золота и желание определенных слоев населения получать доступ к драгметаллу посредством онлайн-каналов, объем онлайн-продаж пока не является значительным. Существуют препятствия, мешающие потенциальным покупателям осуществлять покупку золота онлайн:

- желание подержать продукт, дотронуться до него;

- желание получить товар сразу;

- беспокойство относительно политики возврата товара;

- неудовлетворенность ценой;

- недостаток осведомленности и понимания специфики онлайн-рынка золота.

Интернет-магазины, торгующие золотом, знают об этих препятствиях. Проблему с желанием подержать продукт, дотронуться до него интернет-магазины удовлетворяют следующим образом: продавцы предлагают возможность покупки в Интернете, но покупатель получает товар в оффлайн-магазине, при этом имея право обмена/возврата, если товар не соответствует ожиданиям. Интернет-магазины «CarataLane» и «Candere» уже так поступают, использую свою стратегию использования многих каналов коммуникации: потребители покупают товар в Интернете, но забирают его в обычном магазине. Проблема с обеспокоенностью относительно возврата/замены решается интернет-магазинами «Amazon» и «Flipkart» следующим образом: у них действует 30-дневная политика возврата/обмена. Для обеспечения прозрачности онлайн-ценообразования, корпорация «Amazon» предоставляет информацию о цене на золото исходя из пробы, учитывая налоги и сборы. Онлайн-торговля золотом позволяет покупать физические слитки и монеты, которые при этом находятся в хранилище у дилера. Повышение информированности потенциальных покупателей о существовании онлайн-рынка золота, а также участие банков в интернет-торговле увеличит популярность онлайн-торговли. Платформы для онлайн-торговли золотом сделают процесс покупки более удобным благодаря цифровым инновациям, технологиям и персонализированному обслуживанию. Компании «CaratLane», «Bluestone» и «Candere» предлагают услугу «попробуй дома», благодаря которой клиенты могут оставить заявку на временное ношение ювелирных украшений дома или на работе, не обязуясь в результате покупать продукт. В то же время компания «Candere» выложила на свой сайт руководство по размеру колец и браслетов, чтобы преодолеть одно из препятствий для онлайн-покупок. Участники онлайн-рынка также внедрили технологию дополненной реальности и создали приложение - «виртуальная примерка» в реальном времени. Инновации и такое персонализированное обслуживание не только приведут к преодолению препятствий для онлайн-покупок, но помогут росту онлайн-рынка золота.

Цифровизация вследствие пандемии коронавируса COVID-19

Пандемия привела к закрытию оффлайн-магазинов с середины марта, снизив объем продаж ювелирных изделий. Крупнейший индийский ритейлер «Titan» сообщил о падении объема продаж на 74% за период с 16 по 31 марта по сравнению с ростом на 12% за период с 1 января по 15 марта. Ритейлеры «Titan», «Senco Gold and Diamonds» и «Kalyan Jewellers» из-за приостановления деятельности магазинов, начиная с апреля, приняли меры для облегчения доступа населения к золоту, посредством, например, фиксации цены, скидок, сертификатов на золото, золотых ваучеров, а также возможности обмена золотых монет на ювелирные украшения через сайт во время праздника Акшая Трития. Тем не менее, объем онлайн-продаж не достиг показателя за аналогичный период в 2019 году. Впрочем, пандемия заставила розничных продавцов ювелирных изделий пересмотреть свою обычную бизнес-модель и внедрить цифровые технологии в качестве своей основной стратегии.

Развитие цифровых технологий станет важнейшим последствием пандемии, но, что более важно, интеграция оффлайн- и онлайн-каналов сыграет решающую роль в стимулировании продаж. Интернет-магазины золотых ювелиров, например, «Candere», внедряют технологии и инновации для увеличения онлайн-продаж. Они используют программное обеспечение для управления взаимоотношениями с клиентами, инструменты анализа данных («Google Script, Google Tag Manager»), чтобы понять поведение потребителей и добиться более высокого уровня их удержания и конверсии посредством их веб-сайтов.

Вывод

Хотя онлайн-рынок золота в Индии находится на начальной стадии развития, активность потребителей в цифровом мире и социальных медиа уже играет важную роль в процессе покупки. Городские потребители просматривают онлайн/мобильные приложения перед покупкой, а также используют онлайн-блоги и социальные медиа для поиска идей и вдохновения с целью создания своего нового образа. Мобильные приложения/электронные кошельки играют ключевую роль в контексте роста онлайн-рынка золота.

Пандемия заставила ритейлеров в Индии пересмотреть свою бизнес-модель, подключив к оффлайн-магазинам еще и цифровые онлайн-площадки. На данный момент успешные ритейлеры совмещают обе стратегии для увеличения онлайн-продаж.

^ Наверх