Пришло время выяснить то, в каком состоянии был спрос на продукцию монетных дворов США и Австралии (Перт) в 2018 году. В целом, это состояние можно оценить так: дела не очень хорошие, но все могло быть и хуже. Пертскому монетному двору повезло больше в условиях экономических потрясений, особенно с золотыми монетами, а Монетный двор США оказался слабым звеном. Несколько ключевых пунктов данного сообщения таковы:
1. Объем продаж серебряной инвестиционной монеты «Американский Орел» снова снизился, даже не превысив трети показателя 2015 года. 2018 год в этом отношении был разочарованием и нет никаких признаков того, что ситуация изменится к лучшему.
2. Объем продаж золотого «Орла» был крайне неудовлетворительным. Показатели даже не смогли дойти до очень низкой планки 2017 года или набрать 25% результата 2016 года. Опять же, тенденция здесь понижательная.
3. Объем продаж золотых инвестиционных монет Пертского монетного двора фактически вырос, что, несомненно, было вызвано увеличением спроса со стороны азиатского рынка. Это неожиданно хорошие новости. Показатели продаж серебряных монет также оказались не совсем плохими, хотя и не такими же успешными, как в прошлом.
Будет ли 2019 год ознаменован оптимистическим прорывом? Во всяком случае, можно с уверенностью говорить о том, что волшебный пузырь под названием «криптовалюты» разорвался. Справедливости ради стоит оказать, что если в 2017 году наблюдалась безудержная спекуляция этим новомодным активом, то теперь она поутихла, но приведет ли это к возвращению инвестиций в драгметаллы? Палладия, например, сильно поднялся в цене, поэтому, возможно, что золото и серебру тоже что-то перепадет.
Следует отметить, что наблюдался положительный рост продаж (+65%) серебряных «Орлов» в четвертом квартале 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако показатели за третий квартал упали на 49% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, и эти данные представляют лишь половину от статистики за четвертый квартал 2016 года, но, по крайней мере, хоть какой-то рост был зафиксирован. Впрочем, эта тенденция не обнадеживает.
В течение всего года произошло небольшое снижение продаж (-13%): с 18,1 млн. унций в 2017 году до 15,7 млн. унций в 2018 году. Славное время для серебряных «Орлов» похоже подошло к концу. В 2013-2016 гг. объем продаж этой монеты варьировался в диапазоне 37-47 млн. унций, и на рынке даже ожидали в одно время превышения барьера в 50 млн. унций. Теперь же можно с уверенностью говорить, что мы не увидим такой показатель в ближайшее время.
Ситуация в Перте оказалась более менее стабильной. Разрыв между четвертым кварталом 2018 года и аналогичным периодом предыдущего года был незначительным, что также можно сказать и о третьем квартале. Объем продаж за год снизился по сравнению с 2017 годом, но незначительно - меньше чем на 5%. Больший успех Перта, скорее всего, объясняется тем, что у этого монетного двора есть огромное разнообразие монет с уникальными дизайнами и нумизматической привлекательностью. Однако показатели все равно не очень хорошие, если сравнить их с временем запуска продаж серебряного «Кенгуру», монеты с большим тиражом и маленькой наценкой.
Проблемы с золотым «Орлом» наблюдались вплоть до четвертого квартала. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем продаж этой монеты упал на 32%. По сравнению с третьим кварталом этого года, он сократился на 38%. Сравнение четвертого квартала 2018 года с аналогичным периодом 2016 года свидетельствует о снижении продаж: с 293 тыс. унций до всего лишь 48 тыс. унций, то есть, падение составило 84%.
Итак, насколько плохим был 2018 год для спроса на монеты в целом? За первый квартал 2016 года показатели были лучше, чем за 2018 год в целом, при том, что первый квартал 2016 год был самым неудачным в этом отношении за весь тот год! По сравнению с 2017 годом годовые продажи упали почти на 19%, но если сравнить этот показатель с 2016 годом, то падение является чрезвычайно большим - 75%. Текущий тренд все равно понижательный.
Пертский монетный двор, так или иначе, показал более менее приличные результаты. Квартальные продажи остаются стабильными, а в целом за 2018 год объем продаж увеличился на 9%. Вероятно, это можно объяснить популярностью продукции Перта у любящих золото азиатов. Однако по сравнению с 2016 годом объемы продаж снизились на 23%, так что здесь не все так хорошо, как кажется, но и не совсем уж плохо.